Основные тенденции развития горнолыжного туризма в РФ

Спрос на горнолыжный туризм в России динамично растет, но инфраструктуры пока недостаточно

Strategy Partners представила результаты исследования «Основные тенденции развития горнолыжного туризма в РФ», основанного на опросе более 1 000 жителей всех федеральных округов РФ, отчете швейцарской консалтинговой компании Laurent Vanat, экспертных интервью и своего проектного опыта. В рамках исследования эксперты Strategy Partners обозначили основные направления и проблемные зоны для развития горнолыжного туризма в России, сформировали портрет типичного посетителя российских горнолыжных курортов и определили глобальные тренды отрасли.

Около 30% всей площади России занимают горные системы. Высота 70 горных вершин превышает 4 000 метров, а гора Эльбрус (5 642 метра) является самой высокой точкой Европы. Такие природные ресурсы создают мощные предпосылки для активного развития горнолыжного туризма в нашей стране.

По данным компании Laurent Vanat, с 2014 по 2021 г. количество посещений горнолыжных курортов РФ выросло практически вдвое — с 6,3 до 12 млн человеко-дней. Между тем общее количество посетителей российских горнолыжных комплексов, по оценкам экспертов Strategy Partners, на текущий момент существенно выше, т. к. в 2022 г. декларируемая посещаемость только 15 крупнейших горных курортов РФ достигла 9,3 млн чел., что при средней продолжительности пребывания на курорте 2–3 дня может составлять более 23 млн человеко-дней, а с учетом прочих небольших ГЛК — более 25 млн человеко-дней. Наиболее значительное увеличение спроса на российские горные курорты характерно для последних лет из-за ограничения зарубежных поездок в связи с пандемией и осложнением геополитической ситуации.

Несмотря на динамичный рост горнолыжного туризма в РФ, уровень его развития все еще довольно низкий. Страны-лидеры в этой области, такие как Швейцария, Германия, Франция и другие, опережают РФ по доле катающегося населения, наличию крупных курортов и обеспеченности качественной горнолыжной инфраструктурой. Так, в России насчитывается более 330 ГЛК, но только 57 из них имеют 5 и более подъемников. Если сравнивать РФ с Канадой, которая имеет схожие климатические условия, то последняя обеспечена подъемниками на душу населения в 6 раз лучше, а ряд европейских стран опережает Россию по данному показателю в 10 и более раз.

Общая протяженность горнолыжных трасс в нашей стране оценивается в более чем 1 200 км. Крупнейшим центром горнолыжного туризма на сегодняшний день является Сочи, где расположены 3 современных курорта с общей протяженностью трасс более 170 км. В тройку регионов-лидеров по суммарной протяженности горнолыжных трасс также входят Кемеровская и Челябинская области. Сегодня многие популярные российские курорты планируют увеличивать протяженность трасс и развивать инфраструктуру, что может вывести эти ГЛК на уровни, сопоставимые с зарубежными аналогами.

Портрет посетителя горнолыжных курортов РФ

Исследование Strategy Partners в различных округах РФ показывает, что горнолыжный туризм имеет высокий потенциальный спрос практически во всех регионах. 85% респондентов хотели бы посетить горнолыжный курорт, при этом кататься умеют около 20%, а остальные планируют научиться или просто провести отпуск на природе.

Наибольшей популярностью пользуются несложные трассы, поскольку высоким уровнем катания владеют всего около 10% участников опроса. И с учетом большого количества аудитории, которая только собирается научиться кататься, спрос на такие трассы будет сохраняться.

Более 80% россиян, которые имеют навыки катания на горных лыжах или сноуборде, предпочли бы выезжать на трассы хотя бы раз в год, а 40% хотели бы посещать горнолыжные курорты более 2 раз в год. Средняя продолжительность поездки составляет около 5 дней. Более 65% респондентов выбирают отдых с семьей, что требует от горнолыжных комплексов наличия соответствующей инфраструктуры для детей и родственников, которые не обладают навыками катания.

Сочинский кластер для горнолыжного туризма выбрали бы 57% респондентов. На втором месте (40%) с большим отрывом от остальных идут горнолыжные курорты Кавказа. Далее следуют крупные региональные курорты Сибири, Урала и Северо-Западного федерального округа, и только 1% опрошенных предпочитает исключительно зарубежные курорты.

На предпочтения туристов также влияет географический фактор. Горные курорты Сочи популярны во всех субъектах РФ, а региональные ГЛК — в тех округах, где они расположены. По данным исследования, даже при улучшении доступности зарубежных курортов более 50% туристов однозначно продолжат посещать отечественные комплексы, а 40% будут выбирать между российскими и зарубежными курортами.

Наиболее важными параметрами при выборе горного курорта являются его транспортная доступность, качество снега на трассах, комфортная температура воздуха, уровень загруженности и качество горнолыжной инфраструктуры. При этом высота гор и престижность курорта волнуют небольшое количество респондентов.

Основная масса туристов со средним доходом предпочла бы жить в недорогом отеле или шале, при этом для 80% важно, чтобы они располагались в пешей доступности или в 10–15 минутах езды от места проживания. Самой популярной услугой среди потенциальных посетителей курортов является аренда оборудования, которой воспользовались бы 70% респондентов. Половина всех опрошенных также заинтересовалась катанием на снегоходах, водными процедурами, занятиями с инструктором и пешими прогулками.

Туристы также готовы посещать горнолыжные курорты не только в сезон катания, что дает комплексам потенциальную возможность снизить эффект сезонности. Однако это требует наличия дополнительной инфраструктуры и услуг для привлечения целевой аудитории, в том числе следует создать пешие маршруты и дороги для велосипедных прогулок в горах, организовать спа-услуги, центры для занятия конным спортом и для других видов отдыха.

Предпочтительный средний бюджет поездки для туристов со средним доходом составляет 8 тыс. руб. на человека в день, а для туристов с более высоким доходом — около 16 тыс. руб.

Глобальные тренды в индустрии горнолыжного туризма

Проведенный анализ мировых практик в области горнолыжного туризма показал, что ведущие зарубежные курорты сегодня фокусируются не столько на увеличении протяженности трасс, сколько на обеспечении их качества. К приоритетным направлениям также относятся развитие сопутствующей инфраструктуры для комфортного отдыха всей семьи, улучшение клиентского опыта за счет цифровых решений и мероприятия в области охраны окружающей среды.

Глобальные изменения климата негативно влияют на снежный покров трасс и, соответственно, на комфорт и безопасность катания. Недостаточное природное оснежение трасс приводит к их временному закрытию, что делает сезон короче и приносит убытки. Для решения этой проблемы многие зарубежные курорты используют специальные технологии искусственного оснежнения. По оценкам ряда экспертов, увеличение инвестиций в системы оснежнения на 10% может привести к росту количества посещений на 8%.

Создание горнолыжной и развлекательной инфраструктуры для всей семьи может привлечь как взрослых, которые отдыхают с детьми, так и детей, которые в будущем продолжат эти традиции. Например, на территории французского семейного курорта Val Thorens (который отмечен специальным знаком Family Plus) работают детский сад, горнолыжные школы для детей, сноупарк, водный центр, трасса для тюбинга и другие развлечения. Такой подход не только позволяет взрослым выделить время для себя, а детям — получить незабываемый опыт, но и приносит горнолыжным комплексам дополнительную прибыль.

Для увеличения посещаемости горнолыжные курорты предлагают дополнительные виды отдыха и развлечений вне сезона катания, такие как прогулки с профессиональными гидами, курсы по скалолазанию, спелеотуризм и пейнтбол. На некоторых курортах активно развивается инфраструктура для оздоровительных процедур, позволяющая сочетать активный отдых и релаксацию.

Также горнолыжные курорты активно внедряют цифровые решения для улучшения клиентского опыта и повышения эффективности управления, например осуществляют цифровизацию каналов продаж, создают мобильные приложения для клиентов, используют цифровые системы для управления отдельными бизнес-процессами.

Принципы ESG сегодня входят в стратегию большинства предприятий по всему миру, и крупнейшие зарубежные горнолыжные курорты также реализуют мероприятия по устойчивому развитию. Приоритетные направления в рамках горнолыжных туристических территорий включают: снижение выбросов путем использования зеленой энергии, ограничения доступа автомобилей и повышение энергоэффективности; повышение доступности курортов для людей с ограниченными возможностями; сохранение и восстановление экосистем и биоразнообразия; использование экологичных строительных материалов; эффективное управление отходами.

Например, горнолыжный курорт Wolf Creek, расположенный в штате Колорадо (США), с 2006 г. начал закупать зеленую энергию и работает на 100%-й солнечной энергии. А калифорнийский комплекс Squaw Valley Alpine Meadows, одна из крупнейших горнолыжных зон в США, стимулирует клиентов к совместному использованию автомобилей.

Елена Киселева, партнер, руководитель практики «Недвижимость и инфраструктура»:

На основе проведенного анализа динамики российского рынка в сегменте горнолыжного туризма, требований потенциальной аудитории и лучших мировых практик можно сформулировать наиболее значимые факторы конкурентоспособности горнолыжных курортов: удобная транспортная доступность для целевых регионов; высокое качество подъемников и трасс, включая современные системы оснежнения; наличие различных вариантов размещения для массового туриста (качественных гостиниц категории «три звезды», апартаментов, коттеджей); развитие всесезонной инфраструктуры и услуг; широкое использование цифровых технологий для улучшения клиентского опыта и повышения эффективности управления курортом; внимание к ESG-повестке, прежде всего к вопросам снижения углеродного следа, инклюзивности и сохранения биоразнообразия.

 

Читать исследование

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики