Не цифра ради цифры: экономический смысл должен стоять во главе реализации любой цифровой инициативы в компании

1 августа Strategy Partners провела онлайн-конференцию для лидеров российского девелопмента «Приоритеты цифровизации девелоперских и строительных компаний: куда движется отрасль?», в рамках которой эксперты отрасли обсудили результаты всероссийского исследования цифровых инициатив бизнеса и поделились успешными кейсами и сложностями в их реализации. Спикерами мероприятия выступили эксперты Strategy Partners, Сбера, Министерства строительства и ЖКХ РФ и топ-менеджеры лидирующих российских компаний (ГК «Самолет», «Брусника», «Эталон», «Галс-Девелопмент», ГК «Талан»).

Конференция собрала более 500 слушателей, включая представителей частных и государственных строительных российских компаний, реализующих цифровые проекты, разработчиков ПО, вендоров и интеграторов цифровых решений.

Модератором мероприятия выступила управляющий партнер Strategy Partners Валерия Плотникова, которая во вступительном слове отметила, что большую часть острых проблем отрасли, таких как рост инфляции, повышение цен на строительные материалы, дефицит рабочей силы и импортозамещение, могла бы помочь решить цифра. Но уровень проникновения цифровых технологий в отрасль пока не очень высок. По данным исследования Strategy Partners, только 15% застройщиков могут назвать себя лидерами цифровой трансформации. А 64% компаний заморозили значительную часть инициатив в области цифровизации.

Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин оценил ситуацию с цифровизацией в отрасли и озвучил позицию профильного министерства. По его словам, цифровая трансформация — это один из важнейших инструментов повышения эффективности отрасли на сегодняшний день, который в том числе поможет сгладить риски затягивания процессов строительства. Но нельзя заставить отрасль цифровизироваться, необходимо заинтересовать застройщиков.

«Цифровизация — как в части проектирования, строительства или эксплуатации, так и во всем жизненном цикле — должна показывать эффективность, а не просто использовать технологии. Все делается для конечного потребителя — граждан. Нужна ли цифровизация? Да. Нужна ли она сегодня? Нет, она нужна была вчера. Сможем ли мы перейти на нее через год? Безусловно, но для этого нужно, чтобы был экономический смысл и стимулы», — сказал Стасишин.

Продолжила конференцию управляющий директор, начальник управления финансирования недвижимости Сбербанка Светлана Назарова, которая рассказала о предпосылках выбора, который девелоперы делают в пользу цифровизации. По ее словам, девелопмент занимает значительную долю в портфеле Сбера и остается драйвером роста экономики, сейчас роль банков в этом бизнесе достаточно высока. Банки не просто финансируют, а являются партнерами в течение всего жизненного цикла проекта. Со всеми вызовами партнеры сталкиваются вместе.

«Период ажиотажного спроса прошел, девелоперы задумываются, как привлечь покупателя. Наша общая задача — сохранить интерес инвесторов к отрасли. Цифровизация — один из способов повысить эффективность девелоперского бизнеса», — заявила Назарова.

Партнер практики «Недвижимость и инфраструктура» Strategy Partners Елена Киселева представила результаты исследования «Приоритеты цифровизации российских девелоперских и строительных компаний», проведенного Strategy Partners в мае 2023 года.

Первое исследование, проведенное в 2019 году, показало, что у 40% компаний цифровая трансформация являлась стратегическим приоритетом, но особых результатов и достижений не было. Согласно опросу 2023 года, большинство компаний уже реализовали отдельные решения для цифровой трансформации и только 4% утверждали, что для них это неактуально. Отрасль движется по пути цифровизации, однако более 50% участников опроса не считают себя лидерами в области цифровой трансформации. Также нужно обратить внимание на то, что, если 4 года назад компании только объявляли о своей готовности к цифровой трансформации, то, согласно нынешнему исследованию, у них уже сформированы портфели проектов и определены количественные цели, которых они хотят достичь.

Все больше сотрудников внутри компаний начинают понимать ценность цифровизации, но при этом компаний, которые проинвестировали в создание специальных подразделений, обучение сотрудников или меры стимулирования, не так много. Большинство компаний пытается решить вопросы цифровой трансформации при помощи тех же ресурсов, которые использовались при решении классических аналоговых задач.

Самым популярным цифровым решением, согласно результатам исследования, стал электронный документооборот, но тоже далеко не во всех компаниях. Также предприятия стали использовать облачные технологии для хранения данных, развивать системы динамического ценообразования, цифровое проектирование и сервисные приложения для жильцов. При этом ряд перспективных технологий, таких как интернет вещей, дополненная и виртуальная реальность, внедряется в единичных случаях.

Рассматривая основные проблемы и ограничения для цифровизации, компании отметили отсутствие гарантированного эффекта, недостаток квалификации сотрудников и финансовых ресурсов. Особенно это касается средних компаний, в которых практически невозможно содержать ИТ-отдел для разработок собственных решений.

Свое выступление Елена Киселева завершила, рассказав, с чего необходимо начать процесс цифровизации:

«Прежде всего выбор направления цифровизации должен быть адаптирован к той бизнес-модели, которой следует компания. Для начала нужно определить приоритеты, потому что самая большая ошибка — пытаться внедрять все бизнес-модели или копировать модель, не соответствующую той, с которой работает компания».

Второй блок конференции был практическим, в ходе него спикеры делились личным опытом реализации цифровой стратегии, успешными кейсами и ошибками, допущенными на пути к цифровизации.

Партнер практики «Цифровая трансформация» Strategy Partners Антон Мягков рассказал, как правильно сделать первый шаг в процессе цифровизации, выбрать приоритеты и решения для бизнес-модели. Он рекомендует компаниям методологию оценки цифровой зрелости, включающую в себя несколько элементов. Один из ключевых — оценка «снизу». Она базируется на результатах опроса сотрудников, которые работают с теми технологиями и цифровыми решениями, которые компания внедряет. Получив оценку «снизу», необходимо получить оценку «сверху» — опросить представителей всех ключевых функций бизнеса, чтобы понять, как топ-менеджмент, владельцы и ключевые руководители оценивают развитие цифровых технологий компании. Получение всесторонней оценки позволяет выделить системные особенности компании.

По словам Мягкова, «это, по сути, цифровая ДНК, которая является ключом к дальнейшему выстраиванию целеполагания и понимания того, что какие-то решения просто могут не прижиться в силу цифровых или корпоративных особенностей компании. Именно понимание, где находятся компания, ее корпоративная культура и цифровые решения, позволяет создать правильное целеполагание и в дальнейшем уберечь себя от ошибок».

Директор по организационному развитию и цифровизации ГК «Самолет» Александр Канивец поделился не только историей успеха, но и сложностями, с которыми компания столкнулась на пути цифровой трансформации.

По его словам, высокий темп ввода жилья в России имеет потенциал сохранения и роста на десятилетие вперед, что позволит повысить обеспеченность населения жильем и заместить выбывающий ветхий фонд. Для реализации таких объемов нужно повышать эффективность не 3–4 крупных застройщиков, а всей отрасли вкупе с развитием регулирования, инструментов финансирования и партнеров в смежных индустриях. И именно здесь цифровизация может принести максимальную ценность. Компаниям, которые становятся на цифровой путь, необходимо разбивать девелоперский цикл на составляющие и понимать на каждом этапе, какую проблему они хотят решить, как повысить экономику/качество/сроки проекта и на какие вопросы для этого должна ответить цифровизация. В «Самолете» с помощью цифровизации и совершенствования проектного управления удалось повысить производительность труда почти в два раза, начать собирать объективные данные по прогрессу на 3,5 млн кв. м в стройке по всей стране и научиться быстро внедрять новые инструменты типа генеративных моделей в архитектуре и языковых моделей в проектировании. Но нужно понимать, что это долгосрочная инвестиция.

Чтобы избежать ошибок, Александр Канивец советует ИТ-командам максимально погружаться в бизнес, вовлекать в защиту результатов линейных пользователей продуктов; не упускать момент, когда нужно структурировать IT-ландшафт; не забывать, что простые решения и алгоритмы могут быть самыми действенными; честно и сразу признавать свои ошибки, чтобы создать доверие к трансформации в компании.

Директор по информационным технологиям компании «Брусника» Михаил Богданов рассказал о трех этапах цифровизации. Первый этап — цифровизация отдельных функций; второй — цифровизация сквозных процессов; заключительный — цифровизация управления.

Богданов показал примеры реализации отдельных проектов, сделанные как силами внутренней команды, так и в партнерстве с внешними вендорами: от учета земельного банка до автоматизации МСФО-отчетности и сборки цифровой модели компании.

«На самом деле все этапы и решения закольцованы. Каждый следующий шаг формирует запрос на предыдущий. В реальности все три этапа идут параллельно и вытягивают друг друга», — поделился Михаил.

Член правления и вице-президент по инновациям Группы «Эталон», одной из крупнейших корпораций в сфере девелопмента в России, Виктор Васенев начал выступление с тезиса, согласно которому цифровизация — огромная работа, которую зачастую не замечают. И инвестиции в то, чтобы она заработала, могут быть астрономическими.

«К цифровизации мы относимся всерьез, но при этом понимаем ее ограничения. Она может производить революции в таких отраслях, как банковские услуги, финтех, ретейл, даже промышленность, — там, где решения, принятые на основе данных и систем, дают быструю обратную связь в части технологий и производственного процесса, буквально меняют их. Но в девелопменте, с учетом специфики и регламентации строительного процесса на площадке, цифра не в состоянии быстро изменить сам ход строительного процесса. Для меня цифровизация строительной отрасли ассоциируется скорее с эволюцией и минимизацией рисков, но при этом качественные сдвиги все же возможны», — продолжил Виктор.

Группа «Эталон» пошла по пути создания собственной технологической платформы, которая с помощью моделей искусственного интеллекта сможет улучшить системы принятия решений в организации. Но, по словам Васенева, в сегодняшней ситуации по многим направлениям строительные компании вынуждены прикладывать усилия даже не для развития, а чтобы не откатиться назад, особенно в части проектирования. Ведь основной удар с уходом иностранных вендоров, таких как Autodesk, пришелся по системам проектирования, для которых нет адекватных отечественных решений. И эта проблема требует участия государства, больших экспертных групп. Кроме того, необходимы инвестиции и время.

Заместитель генерального директора, руководитель функционального направления «Персонал и организационное развитие» ГК «Галс-Девелопмент» Андрей Чернуха рассказал, что основными драйверами изменения подхода к IT в компании стали трансформация стратегического видения развития компании, диверсификация и расширение проектного портфеля.

ГК «Галс-Девелопмент» выделила для себя четыре направления цифровизации: развитие культуры инноваций, которая меняет образ мышления сотрудников; трансформация бизнес-процессов; разделение внутренних функций Run & Change IT-блока; внедрение решений, влияющих на маржинальность бизнеса. В ближайшем будущем компания планирует автоматизировать сбор всех первичных данных, а также подготовиться к работе с искусственным интеллектом.

Завершил конференцию заместитель генерального директора по IT в ГК «Талан» Константин Булинский, который подробнее рассказал о цифровизации продаж.

Процесс продаж в ГК «Талан» цифровизирован от каталога объектов до постпродажного обслуживания, что позволяет существенно повысить эффективность продаж. Процесс цифровизации помогает снижать количество упущенных лидов, удерживать клиентов после ухода менеджеров, лучше понимать и контролировать управляемость всех элементов внутри цепочки и собирать данные и аналитику в единые дашборды. Из приоритетов на ближайшие несколько лет — развивать сервисную историю, ТИМ-проектирование и оцифровывать строительный блок.

В ходе мероприятия был проведен опрос, который показал высокую заинтересованность застройщиков в цифровизации всех этапов девелоперского цикла.

При этом компании (более 55% опрошенных) все больше смещают фокус с пилотирования единичных решений на полноценные экосистемы, которые позволяют оцифровать всю деятельность. Зрители принимали активное участие в голосованиях, давали обратную связь по ходу дискуссии и задавали вопросы спикерам в течение всего мероприятия.

Опыт экспертов и примеры практических кейсов как крупных, так и средних компаний показывают, что цифровизация может принести реальный экономический эффект. Необходимо выстроить подходящую стратегию, проанализировать имеющиеся решения и опираться на опыт коллег для минимизации рисков.

Смотрите запись конференции 


Справка:

Strategy Partners — команда консультантов № 1.

30 лет мы помогаем нашим Клиентам достигать поставленных целей и адаптироваться к изменениям. На это работают сильнейшие отраслевые команды.

Strategy Partners — дочерняя компания Сбера, а значит, на наших Клиентов работают возможности одного из крупнейших банков России и ведущих глобальных финансовых институтов.

Мы поддерживаем компании на любом этапе развития: анализируем рынки, создаем и внедряем стратегии, оптимизируем процессы и системы управления, готовим инвестиционные проекты к привлечению финансирования, сопровождаем сделки M&A и выход на IPO, внедряем цифровые решения и оказываем инжиниринговые услуги.

02.08.2023

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики