Конкуренция в розничном секторе свежих товарных яблок будет только усиливаться

21–22 июня 2023 года состоялась 5-я юбилейная выставка технологий выращивания, хранения и сбыта плодовой продукции «PRO ЯБЛОКО 2023». Выставка объединила региональных и международных поставщиков передовых технологий в отрасли садоводства и питомниководства и предоставила участникам платформу для обмена опытом и мнениями.

Одним из спикеров мероприятия стал партнер Strategy Partners, лидер практики «Агропромышленный комплекс и потребительский сектор» Владимир Шафоростов, который рассказал о текущей ситуации и перспективах рынка свежих товарных яблок в России.

По данным исследования Strategy Partners, за 2022 год в России вырастили 1 млн тонн качественных товарных яблок, что составило всего 36% от общего валового сбора (2,8 млн тонн). В хозяйствах населения собрали 1,2 млн тонн яблок и 540 тыс. тонн ушло на промышленную переработку.

При соблюдении технологического регламента в момент сбора урожая можно получить около 75% качественных яблок. После хранения доля сокращается до 65–68% из-за порчи и потери воды, из них 49% идут на реализацию в розничные торговые сети и около 13% — в крупный опт. Второй, третий сорта и падалица, на которые приходятся 25% от общего сбора, сразу уходят в переработку.

Общее потребление свежих яблок в 2022 году составило 1,5 млн тонн, т. е. примерно 10,3 кг на человека в год, что соответствует показателям 2020–2021 гг. Дефицит удовлетворяется за счет перераспределения импорта и урожая крупных производителей по регионам РФ. Основные регионы выращивания яблок в России — Южный федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ, на которые приходятся 45,6 и 38,2% промышленного сбора яблок соответственно. Доля импорта в 2022 году сократилась примерно до 500 тыс. тонн против 700–800 тонн в 2017–2021 гг. из-за разрыва логистических цепочек в первой половине 2022 года. Доля российских яблок, напротив, с каждым годом стабильно увеличивается.

 

Крупнейшие поставщики яблок в РФ:

  • Молдова (33%),
  • Сербия (19%),
  • Турция (14%),
  • Азербайджан (14%).

Они специализируются на поставках определенных сортотипов яблок. Основное количество поставок приходится на январь — апрель и сокращается до минимума во время сбора яблок в России в августе — сентябре.

Владимир Шафоростов, партнер Strategy Partners:

Конкуренция в розничном секторе будет усиливаться за счет выхода на плодоношение новых садов. По прогнозам, сбор товарного свежего яблока увеличится до 1,5 млн тонн к 2025 году, а суммарный прирост промышленных яблоневых садов в России составит 37 тыс. гектаров. При закладке интенсивных и суперинтенсивных садов необходимо тщательно подходить к выбору сортов, учитывая ряд критериев: возможность длительного хранения, каналы реализации и их запросы (вкус, цвет, лежкость) и возможность обеспечить требуемые потребительские качества с учетом особенностей климата региона выращивания. Главным конкурентным преимуществом будет наличие собственных плодохранилищ.

Проблемы также могут возникнуть с закупкой саженцев, большая часть которых на юг РФ доставлялась из Италии, реже из Франции. В последние несколько лет закупать саженцы в Европе становится все сложнее, что будет затруднять обновление садов. В свою очередь, Минсельхоз с 1 июля 2023 года будет субсидировать использование только отечественных саженцев.

Компаниям, которые планируют обновление садов, и новым инвесторам, необходимо разрабатывать стратегию реализации с учетом специфики потребительских предпочтений по сортотипам яблок. Продажи различных сортов яблок в розничных сетях варьируются в зависимости от сезона: с осени до января спросом пользуются более сладкие красные и красно-желтые сорта, такие как Гала, Фуджи и Джонаголд, а с февраля повышается спрос на более кислые сорта зеленой и красно-зеленой расцветки, среди которых Гренни Смит, Ренет Симиренко и Айдаред.

На выставке также обсудили тренды цифровизации и автоматизации в садоводстве, секреты агрохимии и эффективного питания плодовых культур, а также государственную поддержку и финансовые инструменты для реализации инвестиционных проектов. Участники посетили экспозицию на площади более 20 тыс. кв. м и приняли участие в более чем 50 конференциях, семинарах и мастер-классах.


Справка:

Strategy Partners — команда консультантов № 1.

30 лет мы помогаем нашим Клиентам достигать поставленных целей и адаптироваться к изменениям. На это работают сильнейшие отраслевые команды.

Strategy Partners — дочерняя компания Сбера, а значит, на наших Клиентов работают возможности одного из крупнейших банков России и ведущих глобальных финансовых институтов.

Мы поддерживаем компании на любом этапе развития: анализируем рынки, создаем и внедряем стратегии, оптимизируем процессы и системы управления, готовим инвестиционные проекты к привлечению финансирования, сопровождаем сделки M&A и выход на IPO, внедряем цифровые решения и оказываем инжиниринговые услуги.

26.06.2023

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики