Анализ лучших практик ведущих технических университетов мира

Strategy Partners представила результаты исследования «Анализ лучших практик ведущих технических университетов мира» с целью выявления ключевых трендов, общих закономерностей и факторов успеха. Полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы при формировании стратегий университетов и программ развития высшего технического образования в России.

Эксперты Strategy Partners проанализировали технические университеты из различных регионов мира, включая США, Канаду, Европу, Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку. Проведенный анализ показал, что успех инженерных школ зависит от правильного выбора приоритетов по 5 основным слагаемым: качества образовательных программ и подготовки кадров, лидерства в исследованиях, инноваций и партнерства с промышленностью, современного кампуса, инфраструктуры и модели управления и финансирования.

Как правило, лучшие инженерные вузы стараются выбрать несколько ключевых направлений специализации для достижения международного лидерства, при этом развитие сильной школы компьютерных наук типично для всех лидирующих технических университетов.

Формирование мотивированной управленческой команды — важный фактор успеха для реализации масштабных инициатив, таких как развитие нового института или создание флагманской образовательной программы.

Вне зависимости от формы собственности университета, экономической и политической системы в стране, ключевым партнером университета является регион, в котором он расположен.

Университет и регион должны поддерживать друг друга и способствовать реализации стратегий и целей развития.


За прошедшие годы российские технические университеты продемонстрировали ряд впечатляющих достижений — от внедрения передовых методов обучения и развития инновационной инфраструктуры до взаимодействия с индустриальными партнерами. В то же время эти успехи в значительной степени были обусловлены эффективностью внедрений лучших мировых практик. С учетом новых задач, стоящих перед техническими университетами, необходимо продолжать развитие на основе лучшей мировой практики, используя проверенные в разных странах инструменты и подходы.

Сергей Лозинский, глава экспертного направления Strategy Partners:

Для российских технических вузов важно в первую очередь найти баланс между своими амбициями и возможностями и определить, на какой уровень лидерства они готовы претендовать в среднесрочной и долгосрочной перспективе.


Выбор и анализ панели университетов

В рамках исследования, наряду с более широким анализом лидирующих технических вузов, для более глубокого анализа были выбраны семь технических университетов с высокой положительной динамикой в мировых рейтингах и опытом сотрудничества с российскими вузами. Выбранные университеты обладают релевантной практикой для российских учреждений и смогли добиться лидерства в условиях ограниченных ресурсов.

В итоговом списке оказались четыре европейских вуза, два китайских и по одному из США и Латинской Америки, что обеспечивает диверсифицированную географию модельных вузов.

  1. Технологический институт Джорджии (Georgia Tech) — целевая модель регионального технического университета, добивающегося международного лидерства за счет концентрации на приоритетных востребованных направлениях.

    Одно из самых ярких достижений института Джорджии — реализация в 2013 году первой в мире программы онлайн-магистратуры в области компьютерных наук, которая в то же время лидирует по числу пользователей.



  1. Католический университет Лёвена (KU Leuven) — один из старейших и одновременно один из самых инновационных университетов мира. Череда кризисов в XIX–XX веках не только не помешала, а напротив, подтолкнула к новому этапу развития. Ключевым триггером стало фокусирование на исследованиях и разработках, а также на формировании новых перспективных направлений.



    Католический университет Лёвена можно рассматривать как многопрофильную высокотехнологичную корпорацию, обеспечивающую развитие своего региона. В университете работает 13 тысяч человек, выделено 15 исследовательских институтов и 10 «корневых центров». Университетская клиника, располагающая двумя тысячами коек, является одной из крупнейших клиник Европы и ведет обширную программу исследований. Университет сотрудничает с несколькими сотнями компаний-партнеров, заключено более 2 тыс. контрактов на совместные исследования.

  1. Делфтский технологический университет (Tu Delft) относится к техническим вузам мирового уровня с фокусированием на отдельных направлениях при сохранении широкого профиля подготовки кадров и научных исследований.



    На сегодняшний день в Делфтском университете работает восемь факультетов, которые занимаются исследованиями, взаимодействием с промышленностью и поддержкой инноваций. За счет особой организации учебного процесса университету удалось сократить длительность образовательных программ, в том числе бакалавриата, с 4,5 до 3 лет, а длительность магистратуры — с 2,5 до 2 лет.

  1. Университет Цинхуа — один из старейших университетов Китая, основанный в 1911 году, наглядно отображающий особенности китайского высшего образования: был открыт при поддержке правительства США и ориентируется в первую очередь на лучшие практики и модели развития американских университетов, в значительной степени рассматривается как инструмент формирования элиты, специализируется на решении приоритетных общегосударственных задач.



    Вуз является лучшим университетом Азии и одним из лучших в мире благодаря стратегии последовательной адаптации и внедрения лучших практик в сфере образования, исследований и инновационной активности. В структуре университета более 400 научных организаций, которые ведут 1 400 исследовательских проектов различного уровня. Университет Цинхуа также является крупнейшим в Китае инкубатором компаний-«единорогов» в сфере искусственного интеллекта. Один из немногих лидирующих университетов, для которых доля корпоративного финансирования выше, чем доля государственного финансирования (по всем каналам).

  1. Гонконгский университет науки и технологий (HKUST) создан по инициативе крупнейшего бизнеса Гонконга для обеспечения процветания города в условиях растущей конкуренции в Юго-Восточной Азии и тесно интегрирован с местными крупнейшими холдинговыми компаниями. Университет создан по британской модели и использует в своем подходе лучшие практики британских и американских университетов, предлагая образовательные программы с возможностью получения совместных дипломов с лидирующими техническими университетами США. Кроме того, все программы вуза доступны на английском языке.



    Гонконгский университет ведет целенаправленную кампанию по найму профессоров из ведущих вузов США и других развитых стран. Структура HKUST включает четыре большие школы: инжиниринга, науки, бизнеса и менеджмента и гуманитарных и социальных наук. В общей сложности в вузе обучаются 17,5 тысячи студентов, из которых более 40% учатся в магистратуре и докторантуре.

  1. Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена был основан в 1870 году и является типичным примером европейского технического университета. Основная черта вуза на протяжении всего существования — участие в разработке масштабных промышленных инноваций, в частности в авиационной отрасли. В середине XX века сыграл важную роль в реструктуризации промышленного производства и переходе от традиционных отраслей Рейнско-Вестфальского региона (металлургия, угольная промышленность, «тяжелое» машиностроение) к современным высокотехнологичным отраслям и продолжает укрепляться в роли ключевого источника практических знаний для города и региона.



    В начале 2000-х годов университет начал развиваться как научно-производственная площадка, открыв новый кампус «Мелатен», который впоследствии стал главной исследовательской площадкой Германии в области Четвертой промышленной революции. На базе кампуса ведутся совместные исследования с представителями более 400 компаний. Университет насчитывает девять больших факультетов, которые дают образование по 73 бакалаврским и 109 магистерским программам.

  1. Монтеррейский технологический институт возник за пределами «образовательных империй», таких как США, Западная Европа и Китай, и не имел поддержки со стороны государства (Мексика) или крупного технологического или промышленного бизнеса. С момента создания технологический институт был сосредоточен на предоставлении практико-ориентированного образования в технологической и бизнес-сферах, но достаточно быстро начал заниматься исследованиями.
    Главной особенностью университета является его региональная политика: в настоящее время на территории Мексики действует 26 кампусов института — практически во всех ключевых городах и штатах страны. При открытии кампуса руководство института обеспечивало управление, а местные предприниматели создавали инфраструктуру и обеспечивали его финансирование. Организационная структура института выглядит как образовательная «федеративная» система, во главе которой стоит ректор, контролирующий деятельность региональных вице-президентов.



    В общей сложности в институте реализуются 18 бакалаврских и 27 магистерских программ, из которых 70% доступны на английском языке. Институт также внедряет инновационный подход к развитию образования: в 2018–2019 годах было инициировано более 1 800 образовательных инновационных проектов, которые реализовали почти 5000 преподавателей.

Сергей Лозинский, глава экспертного направления Strategy Partners:

Таким образом, выводы исследования говорят о том, что современный технический университет — мощный инструмент экономического, технологического, промышленного и общественного развития для стран и регионов. Команде университета необходимо выбирать правильную стратегию на каждом этапе развития и формировать коалицию поддержки, включая власть, бизнес и общественность. Власти, бизнесу и обществу, в свою очередь, необходимо понимать преимущества, которые создают технологические университеты, и иметь стратегический взгляд на поддержку, которую они могут оказать для их развития.

 

Скачать Исследование

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики