Как ESG-принципы меняют подход к мастер-планированию туристических территорий

14 ноября 2023 года в Воронеже прошел саммит по устойчивому развитию территорий «Черноземье», организованный Сбером совместно с правительством Воронежской области. Основные цели саммита — формирование устойчивой модели развития Центрально-Черноземного макрорегиона, а также обмен опытом и лучшими практиками в области устойчивого развития бизнеса и территорий.

Участники мероприятия обсудили реализацию ESG-стратегии в рамках бизнеса, города и региона, вопросы развития территорий и ответственного развития бизнеса, устойчивый туризм и инструменты формирования комфортной городской среды.

Елена Киселева, партнер Strategy Partners, руководитель практики «Недвижимость и инфраструктура», рассказала о том, как принципы устойчивого развития влияют на разработку мастер-планов туристских территорий и привела примеры, как можно снизить степень прямого или косвенного воздействия человека на окружающую среду.

Антропогенная нагрузка от развития новых туристических объектов может быть довольно значительной как в период строительства, так и во время эксплуатации. Строительная техника, автотранспорт, материалы и проведение сварочных работ загрязняют воздух. Перемещение грунтов для устройства фундамента, проведение подземных коммуникаций, захламление ландшафта строительными материалами и химическое воздействие могут негативно сказываться на состоянии почвенного покрова. Растительный и животный мир затрагивается при вырубке древесной и кустарной растительности, разрушении местообитаний и сокращении площадей кормовых угодий. Строительство влияет и на водные объекты, изменяя водный режим рек, условия питания и разгрузки подземных вод.

После введения туристического объекта в эксплуатацию в воздух также поступают загрязняющие вещества из двигателей автотранспорта, дымовых труб и котельных установок. Влияние на атмосферу оказывают такие объекты, как банный комплекс или вентиляционные системы. Почва переуплотняется за счет вытаптывания и загрязняется из-за фильтрации дождевого и талого стока, которая также влияет и на водные объекты туристских территорий. Животный мир подвергается опосредованному воздействию в связи с изменением экологических условий местообитаний на обустроенных объектах и вокруг них.

Приоритетные направления ESG-стратегий туристских территорий можно сгруппировать по четырем направлениям:

  • повышение качества жизни и благополучия (улучшение здоровья);
  • сохранение и восстановление экосистем и биоразнообразия (охрана природы);
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • создание условий безбарьерной и комфортной среды для всех возрастов и особенностей здоровья.

Основываясь на практическом опыте Strategy Partners, Елена привела примеры возможных ESG-решений и мероприятий, которые можно внедрить на туристских территориях.

В сфере энергосбережения на объектах можно использовать селективные или смарт-стекла, снижающие энергопотребление до 25–30%, и энергоэффективные светодиодные лампы, которые экономят до 80% энергии. Установка систем автоматического контроля освещения и использование бытовой техники класса А+ также снизят энергопотребление на 30 и 50% соответственно. К другим решениям относятся: использование остекления с энергосберегающими покрытиями, рекуперация тепла в системах вентиляции, обеспечение герметичности дверных и оконных проемов, использование солнечных тепловых коллекторов.

Для экономии водных ресурсов на туристических объектах можно устанавливать водосберегающую сантехнику и водоэффективные туалеты, которые снижают водопотребление до 50%. Устройства сбора дождевой воды для полива зеленых насаждений также на 50% снизят потребление водных ресурсов для орошения.

В сфере охраны природы на туристских территориях возможна реализация таких ESG-мероприятий, как установка и обслуживание специальных гнездовых площадок для краснокнижных птиц и подкормочных площадок для млекопитающих. Огораживание участков произрастаний редких растений, пересадка объектов растительного мира в благоприятные условия и выращивание растений, находящихся под угрозой исчезновения, и реликтовых видов также способствуют снижению негативного воздействия на окружающую среду.

В число ESG-решений для туристических объектов также входят:

  • мультиязычные сервисы помощи туристам, такие как навигация и сервисы самообслуживания;
  • электронная карта гостя с перечнем всех услуг;
  • обеспечение возможности ознакомления с природными достопримечательностями в онлайн-режиме с использованием новых технологий.

На территории также могут быть организованы услуги навигации, встреча гостей, ознакомление с территорией и обеспечение логистики транспортных средств.

Инклюзивные аттракционы и спортивные площадки — еще одна часть ESG-повестки. Они должны обеспечивать максимальный комфорт и безопасность пребывания детей на туристических объектах, а все покрытия должны обладать амортизацией и ударопоглощением для предупреждения травм.

Меню туристического объекта должно включать разнообразные варианты блюд и закрывать потребности различных групп людей: детей, вегетарианцев, приверженцев правильного питания или диеты, а также тех, кто страдает пищевой аллергией.

Также на территории туристического объекта необходимо подготовить условия для комфортного пребывания людей с ОВЗ: специальный номерной фонд (не менее 5%), автостоянки, оборудование автобусов и трансферов рампой и подъемником, парковочные места для колясок.

ESG-стратегия подразумевает использование натуральных природных материалов для строительства объектов, таких как древесина, CLT-панели и природный камень. Древесина не содержит химических соединений, оказывающих негативное влияние на здоровье человека, и выделяет фитонциды, обеззараживающие воздух. CLT-панели и природный камень аналогично не выделяют вредных веществ, паров и токсинов. Все эти материалы впоследствии могут быть переработаны.

В работе саммита приняли участие губернатор Воронежской области Александр Гусев, генеральный директор Национального ESG-альянса Андрей Шаронов, председатель Центрально-Черноземного банка Сбербанка Наталья Цайтлер, начальник устойчивого развития УК «Металлоинвест» Анастасия Савельева, представители топ-менеджмента крупных федеральных и черноземных компаний.


Справка:

Strategy Partners — команда консультантов № 1.

30 лет мы помогаем нашим Клиентам достигать поставленных целей и адаптироваться к изменениям. На это работают сильнейшие отраслевые команды.

Strategy Partners — дочерняя компания Сбера, а значит, на наших Клиентов работают возможности одного из крупнейших банков России и ведущих глобальных финансовых институтов.

Мы поддерживаем компании на любом этапе развития: анализируем рынки, создаем и внедряем стратегии, оптимизируем процессы и системы управления, готовим инвестиционные проекты к привлечению финансирования, сопровождаем сделки M&A и выход на IPO, внедряем цифровые решения и оказываем инжиниринговые услуги.

16.11.2023

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики