Как российские компании ЛПК адаптируются к современным реалиям

26–27 сентября состоялся Петербургский международный лесопромышленный форум — одно из ключевых бизнес-мероприятий лесопромышленного комплекса России. В работе форума приняли участие около 500 предпринимателей, экспертов отрасли и профессионалов лесной индустрии, которые обсудили тенденции рынка, внедрение инновационных технологий, проблемы переработки отходов и другие актуальные темы.

Открыла программу форума пленарная дискуссия «Российский ЛПК: оценки и прогнозы», на которой выступил консультант практики ЛПК Strategy Partners Константин Агапов. Он представил исследование «Развитие отрасли ЛПК: ожидание участников рынка».

Константин Агапов на пленарной дискуссии

Основная цель исследования — сформировать понимание ключевых вызовов, с которыми сталкиваются компании ЛПК в России, оценить стратегические альтернативы и благоприятность мер государственной поддержки, а также обозначить возможные результаты работы отрасли в 2023 году. Опрос, в котором приняли участие 52 компании, представляющие все основные регионы РФ и подотрасли лесопромышленного комплекса, также должен был сформировать понимание настроений бизнеса в разрезе федеральных округов и подотраслей ЛПК.

2022 год привел к структурным изменениям в условиях работы предприятий лесопромышленного комплекса. Основные изменения коснулись рынка сбыта, логистики, импорта и финансовых потоков. Физическое закрытие ряда ключевых рынков для продукции российского ЛПК привело к поиску и работе на новых рынках таких стран, как Китай, Азия и Индия. Ограничение логистики и прекращение работы с Россией со стороны трети мирового рынка перевозок увеличило стоимость доставки и вынудило выбирать альтернативные маршруты.

Прекращение поставок оборудования от ведущих мировых производителей также привело к поиску альтернативных технологических решений в дружественных странах, например в Китае, и разработке собственных решений. Отключение от SWIFT ключевых российских банков усложнило платежные механизмы и увеличило доли в международных расчетах валют дружественных стран.

Такие существенные перемены должны вынудить предприятия менять направление развития, однако только половина опрошенных компаний указала на то, что их стратегия была скорректирована. Примерно четверть участников исследования пересматривать стратегию не собирается. Стоит отметить, что в одной из наиболее зависимых от европейского рынка отраслей, производстве фанеры, ревизию стратегии провели только 5 компаний из 12.

Половина предприятий не считает смену вектора развития критически важным механизмом выживания и пытается спасать бизнес за счет «тактических» действий. Такой подход выглядит ошибочным, т. к. отрасль имеет дело с изменением фундаментальных условий доступа на экспортные рынки.

Как компании адаптируются к современным реалиям

Государство обеспечивает ответные меры по большому числу стратегических вызовов. Востребованы новые меры по развитию внутреннего рынка, например господдержка деревянного домостроения, перехода на биоразлагаемую упаковку и др. Внутреннему рынку пока удается избегать широкого применения демпинговых стратегий.

Сами компании не очень активно интересуются такими стратегическими темами, как поиск новых рынков и продуктовых ниш, различные формы поддержки и софинансирования, разработка новых продуктов и господдержка процессов цифровизации ЛПК. С точки зрения экспорта предприятия в большей степени ориентируются на Китай как на рынок «объемов и низкой маржи».

В 2023 году снижения выручки ожидают 55% опрошенных компаний. 53% респондентов заявили, что инвестиционная программа также существенно пострадает, при этом 39% участников опроса намерены продолжать реализацию ранее сформированной инвестиционной программы. 88% компаний ЛПК отметили, что курс рубля практически достиг благоприятного уровня, а комфортная ставка по инвесткредитам, по мнению участников исследования, — 4–6%. Компании лесопромышленного комплекса также оценили перспективы экспорта: 63% респондентов считают, что уменьшение стоимости логистики на 1/5 позволит увеличить экспортные поставки.

Согласно результатам исследования, компании ЛПК хорошо осведомлены о доступных мерах господдержки. Наиболее востребованными оказались меры по развитию логистики. В фокусе предприятий также находятся проблема сбыта пеллет после закрытия импорта, ограничение использование пластиковой упаковки и импортозамещение оборудования. Цифровые решения, напротив, не входят в число ключевых приоритетов.

Несмотря на осведомленность о мерах государственной поддержки, почти 60% компаний нуждаются в помощи при прохождении необходимых процедур, особенно на это указывают производители картона. Наиболее высокий спрос на поддержку показал Уральский федеральный округ.

В работе пленарной дискуссии также приняли участие руководитель Ассоциации «ЛЕСТЕХ» Александр Тамби, начальник Департамента лесного хозяйства по СЗФО Сергей Штрахов, генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов, руководитель Центра ответственности природопользования Института географии РАН Евгений Шварц и другие эксперты.

Петербургский международный лесопромышленный форум традиционно объединяет ведущие компании всех направлений лесопромышленного комплекса. Главная цель форума — предоставить уникальную информацию и обзор рынка от ведущих экспертов отрасли ЛПК и способствовать развитию бизнеса.


Справка:

Strategy Partners — команда консультантов № 1.

30 лет мы помогаем нашим Клиентам достигать поставленных целей и адаптироваться к изменениям. На это работают сильнейшие отраслевые команды.

Strategy Partners — дочерняя компания Сбера, а значит, на наших Клиентов работают возможности одного из крупнейших банков России и ведущих глобальных финансовых институтов.

Мы поддерживаем компании на любом этапе развития: анализируем рынки, создаем и внедряем стратегии, оптимизируем процессы и системы управления, готовим инвестиционные проекты к привлечению финансирования, сопровождаем сделки M&A и выход на IPO, внедряем цифровые решения и оказываем инжиниринговые услуги.

29.09.2023

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики