Транспортные компании подстраиваются под современные реалии: тренды отрасли и потребности в цифровизации

Вызовы транспортной отрасли в 2022 году

Транспортная отрасль столкнулась с новыми вызовами задолго до введения санкций. Логистический кризис начал формироваться во время пандемии коронавируса, когда нарушились цепочки поставок, а тарифы на перевозки стали стремительно расти. После начала специальной военной операции ситуация в транспортном секторе осложнилась.

Среди событий, которые оказали существенное влияние на транспортную отрасль в 2022 году, можно выделить следующие:

  • приостановка приема заказов на контейнерные перевозки крупнейшими мировыми игроками (MSC, Maersk, CMA CGM и др.);
  • ограничение на въезд российских грузовиков в Европу, а европейских — в Россию;
  • закрытие воздушного пространства для самолетов из России и зеркальный запрет на полет воздушных судов иностранных государств (преимущественно европейских) в российском воздушном пространстве;
  • ограничение поставок новой западной техники в Россию;
  • запрет лизинга воздушных судов;
  • прекращение прямых поставок в Россию запасных частей, комплектующих и расходных материалов для транспортных средств;
  • пандемийные ограничения в Азии (нестабильность погрузок/разгрузок, ограничения на перемещение транспорта, закрытие складов и др.);
  • санкции в отношении российской банковской системы.

Трансформация маршрутов грузопотока 

Транспортные компании подстраиваются под современные реалии: прокладывают новые маршруты доставки через дружественные страны и комбинируют виды транспорта. Из-за этого сроки и стоимость доставки существенно растут.

В 2022 году грузопоток из ЕС в РФ сократился более чем вдвое, но логистические схемы трансформировались — Казахстан и Турция стали перевалочными пунктами для европейских грузов, идущих в Россию:

  • Согласно статистике автомобильных грузоперевозок из ЕС в Казахстан за март-май 2022 года, поставки в страну выросли по большинству отраслей. Значительно увеличился импорт в следующих категориях: одежда, обувь, аксессуары (почти в 3,3 раза), химическая промышленность (более чем в 1,5 раза), металлургия (на 41%).
  • Ввоз импортных товаров на автотранспорте из ЕС в Турцию за март-май 2022 года вырос по большинству отраслей. Значительная динамика роста отмечается в таких категориях, как одежда, обувь, аксессуары (+91%), мебель (+81%). Заметный физический прирост фиксируется в следующих отраслях: химическая промышленность, производство продуктов питания, целлюлозно-бумажная промышленность, производство стройматериалов производство напитков, соков, воды. 
  • За первую половину 2022 года товарооборот России с Турцией достиг уровня 30 млрд долларов. Для сравнения: за весь 2021 год товарооборот между странами составил 33,5 млрд долларов.

Инфраструктура коридора «Север — Юг» не рассчитана на такой рост товарооборота (недостаточные складская инфраструктура, пропускная способность КПП на границах), рост загрузки отрицательно сказывается на скорости доставки.

Сложившаяся ситуация открывает новые возможности для транспортных и логистических компаний:

  • развитие складской инфраструктуры,
  • развитие морских перевозок (в т. ч. паромной переправы), 
  • развитие комплексных логистических услуг.

Одновременно с этим перестроились грузопотоки на отдельных направлениях внутри России. Например, грузооборот направления Санкт-Петербург — Москва, существенно сократился.

Индекс грузоперевозок ATI.SU FTL РФ, отражающий изменение тарифов на автоперевозки по 100 популярным направлениям в России, падал с начала весны до середины июня (самого низкого по показателям месяца за 2022 год). Затем началось восстановление, и к октябрю-ноябрю индекс достиг уровня осени 2021 года (см. рис. 1).

Пример изменения ставок на грузоперевозки автомобильным транспортом

На рынке грузоперевозок в 2022 году можно выделить следующие основные тенденции:

  • перераспределение грузопотоков,
  • рост спроса на комплексные решения (мультимодальность),
  • повышение роли посредников, 
  • возросшая роль операционной эффективности грузоперевозок (сокращение затрат). 

В этих условиях логистическим компаниям важно оперативно оценивать влияние внешней среды на их деятельность, адаптироваться к изменениям, в отдельных случаях менять устоявшуюся бизнес-модель.

Пример из сферы автомобильных грузоперевозок: повышение роли операционной эффективности

До февраля 2022 года крупные транспортные и логистические компании приобретали западную технику на выгодных условиях, эксплуатировали ее 2–3 года и продавали по относительно высокой цене. Сегодня такая бизнес-модель уже не работает. Ограничение поставок и рост цен на новую технику ведут к увеличению срока ее эксплуатации и стоимости владения. За счет увеличения срока эксплуатации снижается прибыль от продажи техники, на первый план выходит роль рентабельности операционной деятельности.

Цифровая трансформация отрасли 

Спрос на цифровые технологии со стороны транспортных и логистических компаний стремительно растет. Потребность в цифровизации определяют особенности целевой бизнес-модели компаний, текущий уровень развития ИТ, а также внешняя среда. В этом году как никогда актуальны программные продукты, позволяющие оптимизировать отдельные процессы и снизить затраты предприятий. По-прежнему есть спрос на решения по подготовке управленческой отчетности, учитывающей специфику отрасли и компании.

Основные тренды цифровой трансформации транспортной отрасли в 2022 году:

  • автоматизация — обеспечение операционной эффективности;
  • интеграция — создание общей среды для взаимодействия компании, клиентов и партнеров;
  • работа с данными — оперативный анализ бизнеса; прогнозирование, максимизация прибыли (ценообразование). 

Пример из сферы автомобильных грузоперевозок: управление транспортом, автоматизация для снижения затрат

По данным исследования Strategy Partners «Готовность к цифровой трансформации отрасли «Транспорт и логистика», проведенного в 2020 году, 80% компаний транспортной отрасли России уже внедряют новые бизнес-модели на основе цифровых технологий. 55% компаний приступили к реализации собственных стратегий цифровой трансформации. В отрасли созданы и действуют цифровые платформы. При этом главные барьеры цифровизации транспорта – наличие кадров и компетенций, доступность финансовых ресурсов и «зрелость» экосистемы поставщиков цифровых решений. 

 


Справка:

Strategy Partners (АО «СПГ») — ведущий российский стратегический консультант, с 2010 года является дочерним обществом ПАО Сбербанк. Компания специализируется на услугах по разработке бизнес-стратегии и внедрению операционных улучшений для среднего и крупного бизнеса, государственных институтов в России и странах СНГ, реализует проекты в сфере цифровой трансформации компаний, отраслей, регионов и городов.

08.12.2022

Поделиться

Подпишитесь на свежие рассылки новостей и аналитики