Прямая речь

Весь опыт

Реализованные проекты

Новости

Российская инновационная система: пять направлений для улучшений за пять лет

Strategy Partners Group и Евразийский институт конкурентоспособности представили доклад с результатами второго исследования инновационной системы России.

  • Во втором Докладе о конкурентоспособности инновационной системы России «Инновационная Россия 2020: миссия (не)выполнима» сделан вывод о том, что за последние пять лет Россия не продемонстрировала прогресса, в то время как Китай и Бразилия повышают свой инновационный потенциал.
  • Как указано в Докладе, Россия заняла 42-е место в рейтинге 50 стран по Индексу конкурентоспособности национальных инновационных систем, который составляют Евразийский институт конкурентоспособности и компания Strategy Partners Group.
  • Для «перезагрузки» государственной политики в области науки, технологий и инноваций России необходимо реализовать новую модель управления инновациями и обновить систему институтов инновационного развития.

Москва, 27 октября 2015 г. ― Россия заняла 42-е место в рейтинге по Индексу конкурентоспособности инновационных систем, не поднявшись выше позиции, занятой в 2010 году, при этом другие страны БРИКС повышают свой инновационный потенциал. Например, за последние пять лет Китай улучшил свое положение в рейтинге на шесть позиций до 23-го места, а Бразилия выросла на четыре позиции до 27-го места.

Сильные стороны российской инновационной системы: научно-производственный потенциал в отраслях, связанных с ВПК, заметные успехи в некоторых инновационных секторах, в первую очередь ИКТ; большой внутренний рынок; развитая система школьного образования; высокий уровень развития в некоторых областях естественных наук. К слабым сторонам, прежде всего, относятся: невысокая вовлеченность в инновационную деятельность со стороны компаний (как спрос, так и активность), неблагоприятные рамочные условия для инноваций, низкая конкурентоспособность научных исследований и низкая активность вузов, низкий уровень развития ключевых региональных инновационных хабов.

«К сожалению, инновации пока не сыграли своей роли в повышении конкурентоспособности экономики России, при этом ситуация на фоне других стран за последние пять лет ухудшилась, несмотря на определенные успехи в отдельных направлениях, таких как, например, доступность венчурных инвестиций для начинающих технологических компаний. На наш взгляд, в ближайшие пять лет можно реально изменить ситуацию и достичь существенного прогресса, и для этого есть все предпосылки, но только при условии переосмысления и серьезной перезагрузки инновационной политики. При сохранении имеющихся сейчас взглядов на инновации и инновационную политику изменение текущего тренда маловероятно», ― комментирует Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners Group и руководитель исследования.

Для повышения эффективности государственной политики в области науки, технологий и инноваций необходимо в первую очередь реализовать новую модель управления и обновить систему институтов инновационного развития.

Кроме того, нужно перефокусировать инновационную политику на поддержку инноваций в ключевых отраслевых секторах, в том числе через систему инновационных агентств. Как утверждается в Докладе, это больше соответствует ключевым вызовам развития инновационной системы России.

Также необходимо пересмотреть политику в области подготовки кадров для инноваций, развития научных исследований и механизмов интеграции науки и промышленности. Необходимо усилить роль университетов как источника идей и талантов для промышленности, сформировать новые инструменты интеграции с промышленностью, в частности центры компетенций и центры передачи технологий, а также осуществить масштабные реформы академических и отраслевых НИИ (включая оптимизацию портфеля НИИ, совершенствование модели управления и переход на новую модель финансирования).

Кроме этого необходимы целенаправленные усилия по повышению эффективности регионального измерения инновационной политики. Они могут включать развитие региональных инновационных хабов, дальнейшую интеграцию региональных университетов и развитие в лидирующих регионах собственных систем институтов инновационного развития.

Наконец, в рамках «перезагрузки» инновационной политики важно более активно применять инструменты стимулирования спроса на инновации. Можно выделить три ключевых направления: локализация, госзакупки и военные закупки.

 

Примечания для редакторов

Ранжирование стран в Докладе основывается на Индексе конкурентоспособности инновационных систем, который был разработан Евразийским институтом конкурентоспособности в 2010 г. Определяя конкурентоспособность инновационных систем как наличие необходимого множества ресурсов, институтов и политик, которые способны обеспечивать результативность инновационных процессов и их использование для повышения будущего благосостояния, Евразийский институт конкурентоспособности рассчитывает Индекс на основе общедоступных и собственных специализированных данных о шести измерениях – слагаемых, которые совместно представляют собой всеобъемлющую оценку конкурентоспособности инновационной системы страны. Этими слагаемыми являются: Таланты и идеи, Коммерциализация, Инновационный потенциал компаний, Условия спроса, Технологическая инфраструктура и отраслевые кластеры, Институты и государственное управление.

 

© Strategy Partners Group, 1994-2017
Электронная почта: